ВСЕ ВЫСТАВКИ
«Реконструкция»
18 сентября – 24 ноября 2013
Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», Центр современной культуры «Гараж» и XL Projects представили выставку Реконструкция.
Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» продолжил программу показа выставок, посвящённых отечественному искусству второй половины XX – начала XXI века. В залах Фонда уже были реализованы большие выставки-исследования: проект «К вывозу из СССР разрешено...» был посвящён одному из самых интересных явлений, сформировавшемуся в художественной жизни советской Москвы в середине 1950-х годов с наступлением «хрущёвской оттепели»; выставка «Поле действия. Московская концептуальная школа и её контекст», посвященная русскому искусству 1970-х – 1980-х годов и «Новая Академия. Санкт-Петербург», рассказавшая об одном из самых значительных художественных явлений, сформировавшемся в 1990-е годы в Санкт-Петербурге. Реализуя эти проекты, Фонд активно сотрудничал как с государственными музеями (Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина), так и с частными фондами и коллекциям. Все выставки сопровождались каталогами. Реконструкция стала уже шестым проектом Фонда в рамках Московской биеннале современного искусства.
Выставка Реконструкция, рассказывала о художественной жизни Москвы 1990-х. Основатели Фонда Владимир и Екатерина Семенихины отметили: «Наш опыт, как коллекционеров современного русского искусства, подсказывает нам, что это очень своевременный и важный проект, который помог вспомнить яркие моменты недавнего прошлого художественной жизни Москвы. Проект получился сложный и потребовал усилий нескольких институций. Мы очень рады, что нашим партнером выступил Центр современной культуры «Гараж», с которым мы сделали первый большой совместный проект».
Выставку Реконструкция можно считать одной из первых попыток осмыслить художественную жизнь Москвы с 1990-го по 2000-й год. Этот важнейший период российского искусства характеризовался беспрецедентной интенсивностью художественной жизни: расцвет акционизма, громкие групповые выставки на некоммерческих площадках и – практически одновременно открывшиеся галереи, с первых дней своего существования ставшие экспериментальными пространствами, где показывались и развивались новые для Москвы художественные стратегии и практики. Это десятилетие можно считать временем легализации и пропаганды современного искусства, очень особым временем.
В отсутствии поддержки государства ответственность за становление современного искусства взяли на себя частные институции, прежде всего – галереи, по сути порожденные самой художественной ситуацией и тесно связанные с ней. Скоро у каждой из этих экспериментальных площадок появился свой почерк, который постепенно развивался и уточнялся. А главным импульсом становления галерей было стремление показать и популяризировать основные направления искусства 1990-х.
Своеобразие местной художественной ситуации состояло еще и в том, что галереи возникли не в результате потребностей рынка (как это происходит во всем мире), а вопреки рыночной конъюнктуре. Основной движущей силой тогда было именно развитие искусства, а не извлечение прибыли. Общие ожидания и требования времени склонялись к поиску интересных кураторских решений. В последнюю очередь участники процесса думали о становлении и грамотном функционировании рынка. Об этом все мечтали, но пафос выставочных показов был прежде всего направлен на развитие и поддержку искусства. Собственно этот посыл десятилетия и явился мотивацией выставки Реконструкция – показать современное искусство через опыт галерей как экспериментальных пространств, работавших при полном отсутствии рынка, который, как известно, начал свое поступательное развитие только с 2001 года.
Эта выставка – о поисках искусства 1990-х, его успехах и провалах, находках и ошибках. Было просто необходимо показать этот материал, вернее, то, что можно реконструировать. Именно сейчас, в очевидной ситуации изменений в искусстве Москвы, но уже не «до», а «после» рынка. Анализ прошлого, возможно, позволил взглянуть на настоящее под иным углом зрения и помог, наконец, разобраться с проблемами самоидентификации, понять локальное своеобразие местного пути развития – от чего-то отказаться, а какие-то черты взять на вооружение и постараться развивать их в дальнейшем.
К выставке был подготовлен трехтомный каталог, состоящий не только из перечня экспонатов, но и обзорных статей ведущих российских искусствоведов, хроники художественных событий десятилетия, публикаций множества редких документов и фотографий из научного архива Центра современной культуры «Гараж». В здании Образовательного центра «Гаража» в Парке Горького была представлена обширная лекционная программа к выставке. Руководитель научного отдела Центра Саша Обухова прочла курс лекций, посвященный искусству 1990-х годов и повествующий о художественной жизни Москвы год за годом. Кроме того, в рамках образовательной программы в Центре «Гараж» выступали лидеры искусства 1990-х – художники, галеристы, кураторы.
И каталог, и образовательная программа выставки Реконструкция являлись не только важнейшим дополнением к проекту, но и презентацией научного архива Центра современной культуры «Гараж», который целенаправленно занимается поиском, сохранением и популяризацией российского искусства.
Важной составляющей и экспозиции, и каталога, и образовательной программы являлось не только возвращение атмосферы 1990-х гг., изучение манер и способов подачи выставочных проектов, но и анализ творчества художников, активно работавших в э тот период. Такой подход важен и рядовому зрителю, и исследователям, и студентам профильных вузов и, в особенности, молодым художникам, для которых понимание и анализ истории мог послужить важнейшим стимулом для дальнейшего развития.
Проект Реконструкция понимался нами как образовательный – экспозиция, и, что особенно важно, – издание трехтомного каталога – первая и пока что единственная попытка соединить воедино визуальный и архивный материал, для того, чтобы инициировать, наконец, процесс описания и анализа современного искусства 90-х – интенсивнейшего и интереснейшего периода становления и развития самого феномена русского современного искусства.
В рамках программы Специальных проектов Пятой Московской биеннале и выставка, и каталог, и образовательная программа в свою очередь продолжат основной посыл 90-х – популяризации, развития и анализа и пропаганды отечественного искусства, и его истории – ибо международная специфика Московской Биеннале позволит и западным коллегам хотя бы отчасти понять и истоки, и специфику, и, наконец, своеобразие местной художественной арт-сцены.
Организаторы: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», Центр современной культуры «Гараж», XL Projects
Куратор – Елена Селина
Участники:
АЕС |
Борис Марковников |