ВСЕ ВЫСТАВКИ

«Реконструкция»

18 сентября – 24 ноября 2013

Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», Центр современной культуры «Гараж» и XL Projects представили выставку Реконструкция.

Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» продолжил программу показа выставок, посвящённых отечественному искусству второй половины XX – начала XXI века. В залах Фонда уже были реализованы большие выставки-исследования: проект «К вывозу из СССР разрешено...» был посвящён одному из самых интересных явлений, сформировавшемуся в художественной жизни советской Москвы в середине 1950-х годов с наступлением «хрущёвской оттепели»; выставка «Поле действия. Московская концептуальная школа и её контекст», посвященная русскому искусству 1970-х – 1980-х годов и «Новая Академия. Санкт-Петербург», рассказавшая об одном из самых значительных художественных явлений, сформировавшемся в 1990-е годы в Санкт-Петербурге. Реализуя эти проекты, Фонд активно сотрудничал как с государственными музеями (Государственная Третьяковская галерея, ГМИИ им. А.С. Пушкина), так и с частными фондами и коллекциям. Все выставки сопровождались каталогами. Реконструкция стала уже шестым проектом Фонда в рамках Московской биеннале современного искусства.

Выставка Реконструкция, рассказывала о художественной жизни Москвы 1990-х. Основатели Фонда Владимир и Екатерина Семенихины отметили: «Наш опыт, как коллекционеров современного русского искусства, подсказывает нам, что это очень своевременный и важный проект, который помог вспомнить яркие моменты недавнего прошлого художественной жизни Москвы. Проект получился сложный и потребовал усилий нескольких институций. Мы очень рады, что нашим партнером выступил Центр современной культуры «Гараж», с которым мы сделали первый большой совместный проект».

Выставку Реконструкция можно считать одной из первых попыток осмыслить художественную жизнь Москвы с 1990-го по 2000-й год. Этот важнейший период российского искусства характеризовался беспрецедентной интенсивностью художественной жизни: расцвет акционизма, громкие групповые выставки на некоммерческих площадках и – практически одновременно открывшиеся галереи, с первых дней своего существования ставшие экспериментальными пространствами, где показывались и развивались новые для Москвы художественные стратегии и практики. Это десятилетие можно считать временем легализации и пропаганды современного искусства, очень особым временем.

В отсутствии поддержки государства ответственность за становление современного искусства взяли на себя частные институции, прежде всего – галереи, по сути порожденные самой художественной ситуацией и тесно связанные с ней. Скоро у каждой из этих экспериментальных площадок появился свой почерк, который постепенно развивался и уточнялся. А главным импульсом становления галерей было стремление показать и популяризировать основные направления искусства 1990-х.

Своеобразие местной художественной ситуации состояло еще и в том, что галереи возникли не в результате потребностей рынка (как это происходит во всем мире), а вопреки рыночной конъюнктуре. Основной движущей силой тогда было именно развитие искусства, а не извлечение прибыли. Общие ожидания и требования времени склонялись к поиску интересных кураторских решений. В последнюю очередь участники процесса думали о становлении и грамотном функционировании рынка. Об этом все мечтали, но пафос выставочных показов был прежде всего направлен на развитие и поддержку искусства. Собственно этот посыл десятилетия и явился мотивацией выставки Реконструкция – показать современное искусство через опыт галерей как экспериментальных пространств, работавших при полном отсутствии рынка, который, как известно, начал свое поступательное развитие только с 2001 года.

Эта выставка – о поисках искусства 1990-х, его успехах и провалах, находках и ошибках. Было просто необходимо показать этот материал, вернее, то, что можно реконструировать. Именно сейчас, в очевидной ситуации изменений в искусстве Москвы, но уже не «до», а «после» рынка. Анализ прошлого, возможно, позволил взглянуть на настоящее под иным углом зрения и помог, наконец, разобраться с проблемами самоидентификации, понять локальное своеобразие местного пути развития – от чего-то отказаться, а какие-то черты взять на вооружение и постараться развивать их в дальнейшем.

К выставке был подготовлен трехтомный каталог, состоящий не только из перечня экспонатов, но и обзорных статей ведущих российских искусствоведов, хроники художественных событий десятилетия, публикаций множества редких документов и фотографий из научного архива Центра современной культуры «Гараж». В здании Образовательного центра «Гаража» в Парке Горького была представлена обширная лекционная программа к выставке. Руководитель научного отдела Центра Саша Обухова прочла курс лекций, посвященный искусству 1990-х годов и повествующий о художественной жизни Москвы год за годом. Кроме того, в рамках образовательной программы в Центре «Гараж» выступали лидеры искусства 1990-х – художники, галеристы, кураторы.

И каталог, и образовательная программа выставки Реконструкция являлись не только важнейшим дополнением к проекту, но и презентацией научного архива Центра современной культуры «Гараж», который целенаправленно занимается поиском, сохранением и популяризацией российского искусства.

Важной составляющей и экспозиции, и каталога, и образовательной программы являлось не только возвращение атмосферы 1990-х гг., изучение манер и способов подачи выставочных проектов, но и анализ творчества художников, активно работавших в э тот период. Такой подход важен и рядовому зрителю, и исследователям, и студентам профильных вузов и, в особенности, молодым художникам, для которых понимание и анализ истории мог послужить важнейшим стимулом для дальнейшего развития.

Проект Реконструкция понимался нами как образовательный – экспозиция, и, что особенно важно, – издание трехтомного каталога – первая и пока что единственная попытка соединить воедино визуальный и архивный материал, для того, чтобы инициировать, наконец, процесс описания и анализа современного искусства 90-х – интенсивнейшего и интереснейшего периода становления и развития самого феномена русского современного искусства.

В рамках программы Специальных проектов Пятой Московской биеннале и выставка, и каталог, и образовательная программа в свою очередь продолжат основной посыл 90-х – популяризации, развития и анализа и пропаганды отечественного искусства, и его истории – ибо международная специфика Московской Биеннале позволит и западным коллегам хотя бы отчасти понять и истоки, и специфику, и, наконец, своеобразие местной художественной арт-сцены.


 

Организаторы: Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА», Центр современной культуры «Гараж», XL Projects

Куратор – Елена Селина

Участники:

АЕС
Юрий Аввакумов
Павел Аксенов
Никита Алексеев
Юрий Альберт
Екатерина Андреева
Сергей Ануфриев
Андрей Безукладников
Алексей Беляев-Гинтовт
Александр Бренер
Александр Виноградов
Сергей Волков
Людмила Горлова
Арина Гранцева
Дмитрий Гутов
Владимир Дубосарский
Елена Елагина
Сергей Епихин
Владислав Ефимов
Вадим Захаров
Константин Звездочетов и группа «Движение Э.Т.И.»
Константин Звездочетов и группа «Море матросов»
Лариса Звездочетова
Илья Кабаков
Сергей Касьянов
Николай Козлов
Виталий Комар
Мария Константинова
Александр Косолапов
Валерий Кошляков
Олег Кулик
Белла Левикова
Юрий Лейдерман
Александр Лисовский
Игорь Макаревич
Александр Мареев

Борис Марковников
Татьяна Машукова
Александр Меламид
Сергей Мироненко
Андрей Монастырский
Игорь Мухин
Группа «Николай»
Антон Ольшванг
Анатолий Осмоловский
Борис Орлов
Николай Панитков
Павел Пепперштейн
Виктор Пивоваров
Андрей Попов
Кирилл Преображенский
Дмитрий Пригов
Виктор Пушкин
Гия Ригвава
Мария Серебрякова
Владимир Ситников
Витас Стасюнас
Надежда Столповская
Авдей Тер-Оганьян
Инна и Дмитрий Топольские
Наталья Турнова
Семен Файбисович
Андрей Филиппов
Татьяна Филиппова (Хэнгстлер)
Вадим Фишкин
Вера Хлебникова
Игорь Чацкин
Ольга Чернышева
группа «Четвертая высота»
Иван Чуйков
Юрий Шабельников
Сергей Шутов
Андрей Яхнин

Как мы работаем

Часы работы (во время проведения выставок):

с 11.00 до 20.00
Касса до 19.30

(выходной - понедельник).