ВСЕ ВЫСТАВКИ

«К вывозу из СССР разрешено...»

Московский нонконформизм из собрания Екатерины и Владимира Семенихиных и частных коллекций

22 июня - 2 октября, 2011

Выставка посвящена одному из самых интересных явлений, сформировавшемуся в художественной жизни советской Москвы в середине 1950-х годов с наступлением «хрущёвской оттепели». Московский нонконформизм (в искусствознании и критике называемый также «вторым авангардом», «другим искусством» или «андеграундом») – социально-художественное течение, объединявшее самый широкий круг художников, нередко с прямо противоположными творческими кредо.

В поисках нового пластического языка, нонконформисты обратились к художественным экспериментам, выбрав в качестве источников вдохновения русский авангард и древнерусское искусство, а также различные направления западного модернизма, вступив в откровенное противоречие с официальной художественной доктриной.

После известного посещения Н. С. Хрущёвым и публичного разгрома произведений на выставке «30 лет МОСХ» в 1962 году, экспериментальное творчество многих художников получило статус запрещённого искусства.

Отвергнутые властями художники сформировали уникальную неформальную субкультуру, исчезнувшую с распадом СССР и открытием «железного занавеса». Те, кто не был принят ни в один официальный творческий союз, были вынуждены заниматься тяжелым трудом, чтобы прокормить себя - работали дворниками, кочегарами, грузчиками. Другим приходилось вести двойную жизнь – официально заниматься иллюстрированием книг, а всё свободное время посвящать подпольному творчеству. Такое искусство могло быть показано только друзьям на тайно организованных квартирных выставках, которые всегда были рискованным и опасным предприятием. 

Тем не менее, неофициальное творчество вызывало большой интерес у публики, так же как и самиздатовские книги или стихи запрещённых поэтов - «маргиналы от искусства» привлекали многочисленных сторонников, занимавших очереди на закрытые и полуофициальные выставки, а также ценителей среди коллекционеров и дипломатов, активно приобретавших их работы и вывозивших произведения за рубеж.

На картины, не признанные художественной ценностью, Министерство Культуры ставило знакомую и столь ценимую сегодня печать «Разрешено к вывозу из СССР». Так многие, в том числе ключевые произведения нонконформистов, были вывезены за пределы Союза и положили начало всемирно известным частным и музейным собраниям неофициального советского искусства. 

Несмотря на безвозвратно ушедшее время и угасание движения нонконформизма в 80-е годы, живой интерес к нему сохраняется до сих пор – организуются выставки, круглые столы и конференции, посвящённые нонконформизму, российским коллекционерам удалось сформировать серьёзные собрания произведений этого периода, в том числе приобретая вещи, вывезенные когда-то за границу.

Организаторы выставки в фонде ставили перед собой задачу вновь рассмотреть феномен московского нонконформизма, продемонстрировать своеобразие художественных практик и неоднородность этого течения, положившего начало современному русскому искусству.

На выставке были представлены около ста пятидесяти произведений живописи и графики. В основе экспозиции – произведения из собрания Екатерины и Владимира Семенихиных, к участию в выставке были приглашены частные и музейные собрания.

Как мы работаем

Часы работы (во время проведения выставок):

с 11.00 до 20.00
Касса до 19.30

(выходной - понедельник).