ВСЕ ВЫСТАВКИ
Поле действия. Московская концептуальная
школа и её контекст. 70-е – 80-е годы ХХ века
23 октября – 19 декабря, 2010
Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» продолжает знакомить зрителей с наиболее яркими явлениями отечественного искусства. 23 октября 2010 года в залах Фонда открылась выставка «Поле действия. Московская концептуальная школа и её контекст», посвященная русскому искусству 1970-х – 1980-х годов. На ней было представлено около 300 экспонатов: произведения таких известных художников как Юрий Альберт, Эрик Булатов, Сергей Волков, Вадим Захаров, Константин Звездочётов, Илья Кабаков, Виталий Комар, Андрей Монастырский, Николай Панитков, Виктор Пивоваров, Андрей Филиппов и другие, а также фотографии и уникальные документальные материалы.
Пространство искусства - это всегда поле действия разных сил, место пересечения творческих стратегий, сложная картина взаимодействия доминирующих тенденций и маргинальных явлений. В проекте было рассмотрено «поле действия» одного из самых ярких и сложных периодов отечественной культуры второй половины ХХ столетия - времени становления московской концептуальной школы.
В определённом смысле концептуализм - «теоретический пик» всего искусства ХХ столетия. Провозгласив первенство идеи, мастера этого направления акцентировали интеллектуальное, а не эстетическое, нередко отказываясь даже от визуализации своих произведений. В России это направление получило широкое распространение, став основополагающим в искусстве 1970-х – 1980-х годов, по сути, наложив свой отпечаток едва ли не на все явления неофициального искусства нескольких десятилетий.
Кураторы выставки Александра Данилова и Елена Куприна-Ляхович поставили перед собой задачу отстраненно взглянуть на события уже прошлого века, наметить основные векторные силы художественного поля, очертить контуры самых ярких феноменов, связанных с историей московского концептуализма. То есть, пользуясь терминологией самих концептуалистов, определить «текст» и «контекст» этого явления.
Экспозиция выставки была разделена на две дополняющие друг друга части. Первая - это «взгляд изнутри», погружение в контекст эпохи, основанный прежде всего на разного рода документальных материалах - это фотопортреты художников и фотографии их мастерских, документация выставок (официальных или квартирных), сохранившиеся в личных архивах видеозаписи. На выставке также демонстрировался фильм Юлии Овчинниковой, созданный по заказу Фонда культуры "ЕКАТЕРИНА" специально для проекта "Поле действия". Вторая - «взгляд извне» - отстранённое, дистанцированное исследование наблюдателя, который вписывает события в историю.
Первый раздел экспозиции «Предыстория. Поиски языка» был посвящён контексту, в котором происходило зарождение московской концептуальной школы. Взяв за основу созданные в начале 1980-х годов Вадимом Захаровым и Георгием Кизевальтером альбомы «По мастерским», кураторы обозначили ключевые фигуры периода формирования «концептуального круга».
Именно как часть документального материала и появились на выставке полотна Владимира Вейсберга, Анатолия Зверева, Дмитрия Краснопевцева, Оскара Рабина, Юрия Соболева и многих других мастеров рубежа 1960-х – 1970-х годов. Любопытно было в этом контексте увидеть и ранние работы художников 1970-х Валерия Герловина, Виталия Комара, Александра Косолапова, Леонида Сокова.
Своеобразным рубежом, разделившим две эпохи, может быть названа «бульдозерная выставка» 1974 года - героический выход неофициальной культуры из подполья и начало процесса её легализации - после чего в Москве появился новый круг неофициальных художников, вновь не вписавшихся в рамки «легализованного модернизма». Этим кругом и стала московская концептуальная школа. Практически отказавшись от хронологического принципа, кураторы отдали предпочтение типологии, выделив несколько ключевых или даже стилеобразующих понятий искусства этого периода, обозначив главные тенденции, зародившиеся внутри московской концептуальной школы и продолжавшие развиваться в пространстве концептуального искусства последующих десятилетий. Одна из таких тенденций, объединяющая творчество Андрея Абрамова, Эрика Булатова, Олега Васильева, Эдуарда Гороховского, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Ивана Чуйкова, Сергея Шаблавина, была обозначена в разделе выставки как «Пространство».
В экспозиции следующего раздела - «Знаки/структуры» - было отражено направление концептуализма, для которого характерно знаковое прочтение мира, поиск разнообразных закономерностей и структур, отношение к окружающему как к тексту, нуждающемуся в анализе и интерпретации. Визуальный минимализм работ Риммы и Валерия Герловиных или Андрея Монастырского, длящееся действие акций группы «Коллективные действия», подчеркнутый интерес к тексту, слову, высказыванию приводит к появлению целого ряда произведений, находящихся на границе жанров.
Экспозиция раздела «Поверхности» описывала поиски художников разных поколений, в искусстве которых, несмотря на восприятие картины как объекта, живопись как художественная система не утратила актуальности. В произведениях Александра Юликова, Светланы Копыстянской, Сергея Волкова, Надежды Столповской, Андрея Ройтера интеллектуальная игра, интерес к слову, тексту, знаку, сочетается с богатством фактуры, свободой мазка, сопоставлением различных текстур.
Раздел «Мифологии» был посвящён такому значительному явлению в искусстве начала 1970-х годов, как соц-арт, и его более поздним версиям. Возникнув в творчестве Виталия Комара и Александра Меламида, соц-арт достаточно быстро получил широкое распространение в творчестве Александра Косолапова, Ростислава Лебедева, Бориса Орлова, Леонида Сокова. Однако большинством из них он был воспринят не только как концептуальный приём, но как пластическая метафора, позволяющая в свободной игровой форме оперировать клишированными образами. Эта художественная стратегия была подхвачена и художниками следующего поколения - Марией Константиновой, Андреем Филипповым, Николаем Козловым, Дмитрием Врубелем. В их творчестве работа с мифологемами становится частью более сложной концептуальной или постмодернистской игры.
Отдельный раздел выставки был посвящён так называемому периоду «новой волны», которая в России ассоциируется с деятельностью групп «Мухомор», СЗ и содружеством галереи APTART. Как и мастера 1970-х, художники «новой волны» исследуют в своем творчестве «краевые» слои культуры. Только теперь они вводят в оборот высокого интеллектуального искусства дворовую эстетику. В этом разделе были представлены работы таких художников как Никита Алексеев, Вадим Захаров и многих других.
Пёстрое многоцветие «новой волны» дало импульс развитию разнообразных тенденций, выплескивавшихся наружу в формах перформансов и выставок. На волне зарубежного интереса к перестройке и гласности аукционный дом Sotheby’s решил провести в Москве торги, на которых было представлено не только искусство классического авангарда, но и современные художники. По сути, именно на этом аукционе впервые официально и легально была заявлена «стоимость» непонятного «неофициального искусства», во много раз превысившая вообразимые обывателем пределы. Для художников началась совсем другая эпоха, обозначенная в проекте «Поле действия» как «Эпилог. Эпоха счастья». Этот раздел, завершающий экспозицию, был посвящён короткому периоду упоения свободой и ощущением сбывающейся мечты о независимом творчестве.
Екатерина и Владимир Семенихины, учредители Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА», в преддверии выставки сказали: «Нам кажется, что давно назрела необходимость показать этот яркий, сложный и неоднозначный период в истории русского искусства в масштабе большой экспозиции. Проект, который получил название «Поле действия», заинтересовал нас возможностью не просто представить публике московский концептуализм как значимое явление в искусстве 70-х – 80-х годов ХХ века, но и наглядно рассказать о художественной жизни того времени, о разных направлениях, существовавших в неофициальном искусстве этого периода. При выборе темы для нас немалое значение имел и тот факт, что обращение к ней даёт возможность показать в залах Фонда ранее нигде не выставлявшиеся произведения из нашего собрания. Некоторые вошедшие в экспозицию работы таких художников как Сергей Волков, Вадим Захаров, Светлана Копыстянская, Виталий Комар, Ирина Нахова, Андрей Филиппов, представлены впервые».
Основу экспозиции составили произведения из собрания Екатерины и Владимира Семенихиных, коллекции Музея МАНИ, к участию в выставке были приглашены государственные и частные собрания. В экспозицию вошли работы художников Юрия Альберта, Эрика Булатова, Сергея Волкова, группы «Коллективные действия», группы «Мухомор», группы СЗ, Константина Звездочетова, Ильи Кабакова, Виталия Комара и Александра Меламида, Александра Косолапова, Юрия Лейдермана, Владимира Мироненко, Сергея Мироненко, Андрея Монастырского, Бориса Орлова, Виктора Пивоварова, Дмитрия Пригова, Леонида Сокова, Андрея Филиппова, Ивана Чуйкова и других.