ВСЕ ВЫСТАВКИ

Выставка «Русские художники в объединении «Бубновый валет»: между Сезанном и авангардом» в Монако

11 марта - 12 апреля, 2004

С 11 марта по 12 апреля 2004 года в Монако проходила выставка «Русские художники в объединении «Бубновый валет»: между Сезанном и авангардом».

«Бубновый валет» - название выставки картин, устроенной в 1910 году в Москве группой художников. В 1911 году участники этой выставки основали общество под тем же названием. В основе их союза лежало увлечение городским фольклором. В течение 7 лет регулярно устраивались выставки, где экспонировались произведения не только русских живописцев, но и западноевропейских. В состав данного объединения входили: П. Кончаловский, А. Куприн, Р. Фальк, А. Лентулов, И. Машков. Кроме основного ядра в «Бубновом валете» выставлялись и другие художники авангардного направления. Почти ни один художник авангарда не прошёл мимо этого объединения. Это касается и Кандинского, и Малевича, и Шагала, для которых «Бубновый валет» оказался отправной точкой творчества. Самим названием художники бросали вызов поклонникам старого искусства. Они стремились освободить живопись от литературности, вернуть только ей присущие средства: цвет, линию, пластику, красоту поверхности красочного слоя. Первым к этому пришёл Сезанн, который стал кумиром «бубновых валетов». Впоследствии их называли «московскими сезаннистами». Впервые в рамках единой экспозиции были показаны произведения из фондов Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, а также 15 региональных музеев и частных собраний.

Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА» являлся инициатором и организатором выставки. К  открытию был выпущен каталог «Русские художники «Бубнового валета» между Сезанном и авангардом», подготовленный Фондом совместно с издательством Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, а также издательством RA (Русский авангард). В каталог вошли очень интересные исторические и исследовательские материалы – статьи академика Д. В. Сарабьянова, проф. Г. Поспелова, известного французского искусствоведа Ж. К. Маркаде, Ф. Балаховской, а также некоторые архивные документы, в том числе «Воспоминания Аристарха Лентулова», Устав ассоциации «Бубновый Валет» и другие материалы. Каталог также включает краткие биографические данные художников.

В рамках проекта, по заказу Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА» был снят 14-ти минутный фильм-хроника «Москва. Бубновый валет».

Выставка прошла под патронажем Его высочества Принца Альберта Монакского, при содействии Министерства культуры Российской Федерации и Министерства иностранных дел Российской Федерации, дирекции по культуре Министерства по делам государства Княжества Монако, в лице директора Ренье Рокки, туристической фирмы «Колумбус» (Словения), офиса «Куртен Глобал Ассистантс» (Княжество Монако), в лице директора Фабьен Куртен.

 

Куратор выставки
Зельфира Трегулова

Дизайнер выставки
Алёна Кирцова

Составители каталога
Андрей Сарабьянов, Зельфира Трегулова

Участники выставки:
Государственная Третьяковская галерея
Государственный Русский музей
Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево»
Российский государственный архив литературы и искусства
Вологодская областная картинная галерея
Ивановский областной художественный музей
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко
Нижегородский государственный художественный музей
Государственный музей-заповедник «Ростовский Кремль»
Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Рязанский областной художественный музей
Самарский областной художественный музей
Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева
Серпуховской историко-художественный музей
Тульский музей изобразительных искусств
Ярославский художественный музей

 

Выставка «Русские художники в объединении «Бубновый валет»: между Сезанном и авангардом» в Монако.
Художники «Бубнового валета»: между Сезанном и авангардом.

Выставка «Художники «Бубнового валета» впервые показывает зарубежному зрителю творчество очень сильной и яркой группы художников, работавших и выставлявшихся в Москве в 1910-х годах. Работы Петра Кончаловского, Аристарха Лентулова, Ильи Машкова, Александра Куприна, Роберта Фалька и других членов объединения неоднократно экспонировались за рубежом на сборных выставках русского искусства ХХ века, всегда оказываясь в центре внимания публики не взирая на соседство с такими общепризнанными мастерами авангарда, как Кандинский и Малевич (впрочем, и при жизни их полотна иногда оказывались рядом на выставках и это были выставки именно «Бубнового валета»). О серьёзном интересе к творчеству этих художников говорят и факты включения значительного числа их работ в состав таких престижных выставок, как «Москва-Париж», Париж, 1979, «Москва-Берлин», Берлин, 1995, «Фовизм или испытание огнём», Париж, 2000 и др. Тем не менее, до сих пор не было сделано ни одной выставки, которая бы ставила своей задачей показать творчество художников «Бубнового валета» в пору наивысшего расцвета их дарования, пришедшегося на период с 1910 по 1920 гг., и ввести этих мастеров в контекст европейского искусства того времени (организаторы выставки сознательно сосредотачиваются на этом десятилетии, явившемся одним из определяющих моментов в истории искусства ХХ столетия, не затрагивая более позднего, советского периода творчества художников «Бубнового валета»).

На выставке представлены в основном произведения художников, входивших в члены общества «Бубновый валет», который, в отличие от многих других художественных группировок того времени, был обществом очень открытым, что обеспечивало весьма разнообразный состав участников и лишало выставки «Бубнового валета» налёта групповой узости и сектантства. Впервые для показа за рубежом воедино собраны относительно большие блоки работ таких выдающихся живописцев, как Кончаловский, Лентулов, Машков, Фальк, Куприн, составлявших ядро, костяк объединения и являвшихся основными экспонентами дореволюционных выставок «Бубнового валета». Одновременно с этим показаны работы таких художников, как Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, который был инициатором, зачинателем первой сенсационно-скандальной выставки «Бубнового валета», открывшейся осенью 1910 г. в Москве, но годом позже решительно разошёлся со своими коллегами. Представлены и работы таких признанных мастеров русского авангарда, членов объединения и экспонентов выставок «Бубнового валета» как Александр Экстер, Владимир Татлин, Надежда Удальцова, причём это в первую очередь те самые работы, которые демонстрировались на выставках общества в 1910-1916 гг.

На выставке представлены все основные жанры, в которых работали художники «Бубнового валета» и экспоненты соответствующих выставок: портрет, пейзаж, натюрморт, обнаженная натура. Эта жанровая повторяемость позволит наглядно сравнить различие живописных подходов в рамках схожей художественной задачи и ещё более подчеркнуть своеобразие каждого живописца.

Организаторы выставки проделали кропотливую работу по выявлению в многочисленных государственных и частных собраниях самых значительных произведений упомянутых выше художников, стараясь включить в её состав максимальное количество произведений, экспонировавшихся на выставках «Бубнового валета» в 1910-1916 гг. и привлекших тогда внимание зрителей и критики. В состав выставки включены в первую очередь произведения художников «Бубнового валета» из собраний ведущих региональных музеев России, которые сравнительно мало известны широкой публике. Как известно, в начале 1920-х годов художники авангарда, сотрудничавшие с правительством большевиков, разработали программу создания музеев современного искусства в провинции, куда направлялись специально сформированные коллекции из лучших произведений современных художников. Именно таким образом в собрания провинциальных музеев попали тогда столь значительные произведения художников 1910-х гг.

География выставки весьма обширна - в её состав включены произведения из музеев Саратова, Ярославля, Казани, Самары, Ростова, Иванова, Тулы, Серпухова, Рязани, Вологды, Краснодара. В выставке также примут участие Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, в собраниях которых хранятся наиболее значимые произведения художников «Бубнового валета», значительное число работ предоставлено из частных собраний.

Творчество художников «Бубнового валета» - явление крайне неординарное, яркое, специфически московское. Тем не менее, в основе их искусства лежит внимательнейшее изучение и крайне индивидуальное преломление уроков Поля Сезанна и искусства французских постимпрессионистов. Живописные искания «бубнововалетцев» шли параллельно с экспериментами французских фовистов и художников немецкого экспрессионизма, в частности группы «Синий всадник». Поэтому вполне неслучайно, что и фовисты, и художники «Синего всадника», и Брак, и Пикассо неоднократно участвовали в выставках «Бубнового валета» в России. С другой стороны, русские художники участвовали в эти годы в интернациональных выставках в Париже и Берлине. Искусство «Бубнового валета» при всём его бросающемся в глаза чисто «московском», размашистом, «непричесанном» своеобразии - часть общего европейского художественного процесса начала 1910-х гг. Интересно, однако, отметить, что в отличие от большинства французских коллег, «московские сезаннисты» - так иногда называли этих художников - несмотря на крайнюю радикальность их живописных экспериментов, активное обращение к эстетике примитива и др. никогда не выходили за рамки фигуративного искусства (как, впрочем, и немецкие экспрессионисты). В этом они решительно не походили и на своих московских коллег - Ларионова и Гончарову, с которыми вместе эпатировали публику на первой выставке «Бубнового валета» - как известно, эксперименты последних привели к созданию одной из первых систем беспредметного искусства - лучизма. В этом интересе к предмету, к его плоти и крови - и есть коренное отличие мастеров «Бубнового валета» от таких художников авангарда, как Татлин, Удальцова, Экстер, которые в определённый момент своего творчества выставлялись с традиционными «бубнововалетцами». Ирония судьбы, однако, состояла в том, что на последней дореволюционной выставке «Бубнового валета», состоявшейся в 1916 г., из основных «бубнововалетцев» участвовал один Аристарх Лентулов, а в экспозиции превалировали супрематические работы Казимира Малевича.

 

Выставка «Русские художники в объединении «Бубновый валет»: между Сезанном и авангардом» в Монако.
Слово куратора.

На выставке «Русские художники «Бубнового валета»: между Сезанном и авангардом» многое - впервые. Впервые в Монако, известном, в первую очередь, своим интересом к русскому балету, показывается художественная выставка из России. Эта выставка - первая большая экспозиция, посвященная творчеству очень сильной и яркой группы художников, работавших и выставлявшихся в Москве в 1910-х годах. Работы Петра Кончаловского, Аристарха Лентулова, Ильи Машкова, Александра Куприна, Роберта Фалька, Василия Рождественского неоднократно экспонировались на выставках русского искусства за рубежом, в том числе и во Франции. Тем не менее, до сих пор не было сделано ни одной выставки, которая бы ставила задачей показать творчество художников «Бубнового валета» в пору наивысшего расцвета их дарования, пришедшегося на период с конца 1900-х до начала 1920-х годов, и объединила бы работы из многих российских музеев, а также из частных собраний. Впервые картины «бубнововалетцев» и их знаменитых современников - Татлина, Малевича, Экстера, Удальцовой, Розановой, выставлявшихся на «Бубновом валете» и выбравших именно «Бубновый валет» как место показа своих важных для того периода работ, демонстрируют огромные возможности фигуративной живописи в России, и, как мне хочется надеяться, заставят даже самых пристрастных поклонников русского беспредметного искусства начала ХХ века оценить новаторство и высочайшее живописное качество представленных на выставке работ. И ещё - впервые многие картины, некогда экспонировавшиеся на выставках «Бубновового валета» в начале 1910-х годов в Москве и Санкт-Петербурге, а потом рассредоточенные по многим различным музейным собраниям, или остававшиеся в мастерских художников и их наследников, снова собраны вместе и экспонируются в государственном выставочном зале Монако. Впервые на французском языке издан каталог, в который, помимо научных статей ведущих исследователей, включены уникальные документальные материалы и архивные публикации, а также биографические эссе о каждом из представленных на выставке художников. И, последнее - пожалуй, впервые выставка русского искусства, показываемая за пределами России, задумана, подготовлена, собрана, оформлена и профинансирована в основном в России и из России.

Творчество художников «Бубнового валета» - явление крайне неординарное, яркое, специфически московское. Тем не менее, в основе их искусства лежит внимательнейшее изучение и крайне индивидуальное преломление уроков Поля Сезанна и искусства французских постимпрессионистов. Живописные искания «бубнововалетцев» шли параллельно с экспериментами французских фовистов и художников немецкого экспрессионизма, в частности группы «Синий всадник». Поэтому вполне неслучайно, что и фовисты, и художники «Синего всадника», и Брак, и Пикассо неоднократно участвовали в выставках «Бубнового валета» в России. С другой стороны, русские художники участвовали в эти годы в интернациональных выставках в Париже и Берлине. Искусство «Бубнового валета» при всём его бросающемся в глаза чисто «московском», размашистом, «непричесанном» своеобразии - часть общего европейского художественного процесса начала 1910-х гг. Интересно, однако, отметить, что в отличие от большинства французских коллег, «московские сезаннисты» - так иногда называли этих художников - несмотря на крайнюю радикальность их живописных экспериментов, активное обращение к эстетике примитива и др. никогда не выходили за рамки фигуративного искусства. В этом они решительно не походили и на своих московских коллег - Ларионова и Гончарову, с которыми вместе эпатировали публику на первой выставке «Бубнового валета» - как известно, эксперименты последних привели к созданию одной из первых систем беспредметного искусства - лучизма. В этом интересе к предмету, к его плоти и крови - и есть коренное отличие мастеров «Бубнового валета» от таких художников авангарда, как Татлин, Удальцова, Экстер, которые в определённый момент своего творчества выставлялись с традиционными «бубнововалетцами». Ирония судьбы, однако, состояла в том, что на последней дореволюционной выставке «Бубнового валета», состоявшейся в 1916 г., из основных «бубнововалетцев» участвовал один Аристарх Лентулов, а в экспозиции превалировали супрематические работы Казимира Малевича.

Я хочу поблагодарить всех, кто принимал участие в подготовке этой выставки, и в первую очередь Фонд культуры «ЕКАТЕРИНА». Именно он стал инициатором и одним из организаторов этого проекта. Огромное спасибо всем российским музеям, принявшим участие в этой выставке, и в первую очередь, Государственной Третьяковской галерее и Государственному Русскому музею. В состав выставки включены лучшие произведения из собраний 15 региональных музеев России, которые были направлены туда в начале 1920-х гг., в то счастливое ещё для искусства время, когда в провинции создавались музеи современного искусства - первые музеи современного искусства в мире. В течение многих лет сталинского режима эти полотна были заточены в запасники и систематически уничтожались, тем не менее, до сегодняшнего дня многое сохранилось, и вы можете сегодня насладиться подлинным искусством живописи, которую эти музеи сегодня хранят. Невозможно умалить роль Государственного музейно-выставочного центра «Росизо», который является соорганизатором выставки - именно они обеспечили получение на выставку более 50 экспонатов из российских региональных музеев. Особая благодарность - издательству RA, издательскому отделу Государственного Русского музея, издательству Palace Editions, которые в крайне сжатые сроки подготовили к печати и издали каталог выставки. Сценография выставки, придуманная художником Аленой Кирцовой, позволила создать для каждого полотна свое цветовое поле и подчеркнуть его живописные качества. Буйная живописность «Бубнового валета» вписана на выставке в строгую геометрию абстракции, а лейтмотивом стал красный ромб - аллюзия на бубновую масть. И последнее - но не последнее по значимости - спасибо Дирекции по культуре княжества Монако и Государственному министру Монако, которые выразили серьезнейшую заинтересованность в нашем проекте и оказали большую поддержку в его организации.

Зельфира Трегулова
Куратор выставки
Заместитель директора Музеев Кремля

 

Фильм «Москва. «Бубновый валет»
Фильм посвящен выставке «Русские художники в объединении «Бубновый валет»: между Сезанном и авангардом» проходившей в Монако с 11 марта по 12 апреля 2004 года. Он передает атмосферу эпохи начала ХХ века, в которой выкристаллизовывалось само художественное направление «валетов».

Творческая группа:
Фаина Балаховская, Мишель Дюфур, Анна Канапа, Всеволод Кузнецов, Елена Куприна, Юлия Овчинникова, Зельфира Трегулова, Николай Широкий, Константин Шмырев
Год съёмки: 2004
Продолжительность: 14 минут
Языки: Французский, Английский, Русский
Производство студии «Art Via Video»
По заказу Фонда культуры «ЕКАТЕРИНА»

.

 

График работы офиса

Понедельник - Пятница - с 10.00 до 18.00


КОНТАКТЫ

Телефон: (495) 621 55 22

E-mail: info@ekaterina-foundation.ru

Магазин: (495) 626 06 89

Адрес: 107031, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д.21/5, подъезд №8, вход с улицы Большая Лубянка