ВСЕ ВЫСТАВКИ

Персональная выставка Таира Салахова

16 января - 1 марта, 2009

С 16 января по 1 марта в залах Фонда проходила персональная выставка художника Таира Салахова. Таир Салахов - знаковая фигура для отечественного искусства, основоположник «сурового стиля», живой классик, много сделавший не только для искусства как такового, но и для людей искусства. Почти тридцать лет Салахов занимал руководящие посты в Союзе художников СССР, что давало ему возможность оказывать поддержку молодым художникам, поддерживать студентов Суриковского института и нонконформистов. При его непосредственном участии в конце 1980-х – начале 1990-х годов в Москве прошли персональные выставки Роберта Раушенберга, Джеймса Розенквиста, Гюнтера Юккера, Фрэнсиса Бэкона, Жана Тэнгли, Джорджо Моранди, Яниса Кунеллиса, Гилберта и Джорджа. Но чиновник Салахов не мог заслонить Салахова-художника, который за более чем 60 лет творческой деятельности создал несколько сотен живописных и графических произведений, из которых несколько десятков по праву считаются шедеврами отечественного искусства.

В рамках посвящённой 80-летнему юбилею мастера ретроспективной выставки были представлены как самые известные работы художника, так и знакомые российскому зрителю исключительно по публикациям в каталогах и монографиях полотна из музея и картинной галереи Азербайджана: «Утренний эшелон» (1958), «Резервуар» (1959), «Пражские тоннели» (1961), «Портрет поэта Сабира» (1962), «Девичья башня» (1969), «Новое море» (1970).

Один из лидеров «сурового стиля», в конце 50-х - начале 60-х Таир Салахов возглавил молодежный бунт против фальши социалистического реализма сталинского времени с одной стороны и живописи ради живописи с другой. Гладкой соцреалистической манере Салахов предпочёл динамичный и графичный стиль Александра Дейнеки и модернизм Сезанна, с работами которого познакомился ещё во время военного детства в Баку, а каноническим сюжетам советской живописи правду жизни, которую искал среди нефтяников, рыбаков и в природе родного Азербайджана. Созданные более полувека назад эти полотна и сегодня не потеряли своей художественной и исторической убедительности, возможно, потому что Таир Салахов обладает редким и драгоценным для художника даром эпического обобщения.

Но Салахов – это не только художник «правды жизни». Его кисти принадлежат не только самые известные, но и, вероятно, лучшие образцы современного портретного жанра - жемчужины Третьяковской галереи «Айдан» (1967), «Портрет композитора Кара Караева» (1960), «Портрет композитора Дмитрия Шостаковича» (1974 - 1976) и так далее.

Ретроспектива Салахова стала поводом представить зрителям его новые работы, а также ряд произведений, практически неизвестных широкой публике, таких как монументальное полотно «Тебе, человечество!», написанное в 1961 году незадолго до полёта первого человека в космос. В своё время эта картина, которая могла бы стать символом нового космического века, была осуждена как глубоко формалистская. И только сегодня у нас появилась уникальная возможность открыть для себя этот неожиданный шедевр, в котором романтика «сурового стиля», уже освоившая земные просторы, глубины океанов и земные недра, воспарила в будущее.

Как мы работаем

Часы работы (во время проведения выставок):

с 11.00 до 20.00
Касса до 19.30

(выходной - понедельник).