Культура Москвы, 01.06.2015

Акулы ждут примирения

Акулы ждут примирения

Как-то и не припомнить, чтобы где-нибудь в русской или западной культуре образ акулы возникал в позитивном контексте. Что Корней Чуковский со своей Каракулой, что Стивен Спилберг с культовым ужастиком «Челюсти», что художник Дэмиен Херст с чучелом океанского хищника в формалине — с какого боку ни подступись к предмету, все равно выходят сплошная свирепость и подсознательный кошмар. А вот в Юго-Восточной Азии дело обстоит несколько по-другому. Нет, акула там, конечно, тоже не является олицетворением добра и красоты, но спектр символических и практических смыслов, с нею связанных, в тех краях гораздо богаче. И один из практических смыслов предельно утилитарен: суп из акульих плавников — весьма популярное блюдо. Особенно в Китае, который остается самым масштабным на планете рынком сбыта для «акулодобывающей отрасли».

Тот факт, что гораздо чаще не акула охотится за человеком, а ровно наоборот, редко омрачает чье-либо сознание. Да хоть бы и так, из-за чего тут расстраиваться? Жалеть свирепых и беспощадных убийц? Однако дело не в одной лишь жалости (правда, в последние годы данное чувство имеет тенденцию распространяться не только на птичек и мотыльков, но и на всю живую природу). Защитники акул апеллируют к рассудку: функция этих рыб в экосистеме мирового океана столь важна, что резкое сокращение их популяции может привести к повсеместным необратимым изменениям. А ведь то самое сокращение как раз и происходит. Статистики подсчитали, что ежегодно люди убивают около ста миллионов акул, из них 73 миллиона — ради упомянутой тарелочки супа из плавников.

Акулы ждут примирения

Под тревожный аккомпанемент подобных цифр и фактов в Фонде культуры «Екатерина» демонстрируется проект «Об акулах и человечестве». Изначально бить в набат посредством изобразительного искусства взялся недавно созданный фонд Parkview Arts Action — со штаб-квартирой в Пекине и мощной группой поддержки в Монако. Именно в этом княжестве, в Музее океанографии, чуть меньше года назад состоялся премьерный показ выставки. По мнению устроителей, тамошний вариант проекта был в большей мере научно-популярным, теперь же акцент переставлен на художественную составляющую. Глава Parkview Arts Action Джордж Вонг так прокомментировал изменения: «Состав экспозиции в Москве значительно иной — процентов на 60, хотя авторы в основном те же. Появились новые произведения, к тому же добавлены три художника из России, их предложил к участию фонд «Екатерина». Мы вместе посмотрели работы, выбрали и пришли к согласию». Добавим от себя, что этот вариант экспозиции после показа в Москве отправится в Пекин, где, возможно, подвергнется дополнительной модернизации.

Андрей Филиппов. Хорошо ориентированный череп, 2005
Андрей Филиппов. «Хорошо ориентированный череп», 2005

Произведения российских авторов, привнесенные в выставку, выглядят наиболее отвлеченными от темы — они весьма ассоциативны. К тому же картина покойного Дмитрия Плавинского «Манхэттен-акула» связана, скорее, с нью-йоркскими событиями 9.11, нежели со страстями по экологии океана. Живопись дуэта Александра Виноградова с Владимиром Дубосарским, как и концептуальные объекты Андрея Филиппова, общего впечатления тоже ничуть не портят, но к животрепещущим раздумьям об акулах и человечестве мало что добавляют. Безусловно, ведущую партию в проекте берут на себя художники из Китая.

В их исполнении, впрочем, «лобовых», злободневных работ также не очень много. Разве что назвать репортажную серию американца китайского происхождения Марка Леона, во всех удручающих подробностях представившего особенности акульего промысла и варварской разделки туш. Ну и, разумеется, «искусством прямого действия» следует считать постеры и видеоролики, созданные в рамках просветительской программы «Скажи нет супу из акульих плавников!» — они тоже включены в экспозицию. Стоит добавить, что эта рекламная, вернее, антирекламная кампания уже привела к небывалому результату: за последние годы потребление упомянутых плавников в Китае сократилось на 80%.

Вань Луянь. Влияние силы тяжести на устремленные вверх предметы, 2015
Вань Луянь. Влияние силы тяжести на устремленные вверх предметы, 2015

Но поскольку выставка позиционирована в первую очередь как художественная, здесь все же преобладают метафоры, парафразы, неочевидные рифмы и символы. К примеру, инсталляция «Влияние силы тяжести на устремленные вверх предметы» известного концептуалиста Вань Луяня служит почти философским предупреждением о необходимости для человечества сдерживать свою жадность. Арт-объект же «Акула — цунами» скульптора Ли Хуэя (большое зеркало, причудливо расколотое гарпуном) подразумевает энергию разрушения, исходящую от представителей вида Homo sapiens.

В современном китайском искусстве получили развитие несколько трендов одновременно. Среди них — стремление сделать произведение максимально технологичным внешне и парадоксальным по ощущению. Таково большинство работ и в нынешнем проекте. Скажем, визуально узнаваемый образ акулы преподносится то в форме сложнейшего переплетения гарпунов (объект «Просвещение» Юй Яна), то как трехмерный коллаж из контуров других обитателей моря (скультура «Плавание» Цзоу Ляна), то в виде рельефа из загадочных стальных элементов («Маленький мальчик» Ся Хана).

Гао Сяо’У. Эволюция, 2014
Гао Сяо’У. «Эволюция», 2014

Пожалуй, самым эффектным экспонатом можно счесть скульптуру Гао Сяо’У «Эволюция», выполненную из подкрашенной и отполированной нержавейки. Узнаваемые очертания акулы, которые должны бы вызывать у зрителя почти инстинктивную опаску, скрадываются радужными вуалями плавников — отнюдь не акульих. Хищник превращается в экзотическую и явно безобидную рыбку из коралловой лагуны. Авторская идея тут, конечно, не в том, чтобы ввести публику в заблуждение, наделяя морскую бестию идиллической внешностью. Подразумевается, скорее, перемена ракурса в восприятии: акулу не обязательно нежно любить, но можно отнестись к ней с сочувствием.


Автор: Дмитрий Смолев. Фото: Олег Грицаенко

 

График работы

Часы работы (во время проведения выставок):

с 11.00 до 20.00 (вход до 19:30)
Касса до 19.30

(выходной - понедельник).


КОНТАКТЫ

Телефон: (495) 621 55 22

E-mail: info@ekaterina-foundation.ru

Магазин: (495) 626 06 89

Адрес: 107031, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д.21/5, подъезд №8, вход с улицы Большая Лубянка