«Газета.ру», 25 июня, 2012

Трогательное кино
Выставка «Погружения: в сторону тактильного кинематографа» в фонде «Екатерина»

1Выставка «Погружения: в сторону тактильного кинематографа» в фонде «Екатерина» стала главным событием программы нынешнего «Медиа Форума», в 13-й раз проходящего в рамках Московского международного кинофестиваля. Экспозиция посвящена экспансии кинематографа за пределы зрения и слуха.

Идею присовокуплять к программе ММКФ еще и обзоры всевозможных визуальных экспериментов на стыке видеоарта и кинематографа стоит признать удачной, хотя в профессиональном киносообществе к этой сфере деятельности многие относятся не без скепсиса. Многие, но далеко не все: среди сегодняшних грандов хватает людей вроде Питера Гринуэя и Дэвида Линча, которые во всеуслышание декларируют кризис привычного кинематографа и говорят о необходимости радикально менять его стратегии. От деклараций до устойчивой практики дорога, конечно, лежит весьма извилистая, однако не лишенная смыслов и перспектив.

В прошлом году «Медиа Форум» предлагал публике поближе познакомиться с новейшими тенденциями, так или иначе меняющими традиционные представления о кинопроцессе. Этот же проект под названием «Расширенное кино» получил сейчас продолжение ретроспективного характера. Куратор выставки Ольга Шишко решила сделать акцент на модернистских опытах, которые на протяжении ХХ века постоянно проводились в пространстве, смежном с кинематографом коммерческим или идеологическим. Само выражение «тактильный кинематограф» в заглавии выставки почерпнуто у Сальвадора Дали, некогда писавшего:

«Я много размышляю о тактильном кинематографе, это было бы несложно и просто фантастично. Нам следует подумать об этом, по крайней мере, на будущее, если мы не можем осуществить это сейчас. Публика будет трепетать».

Если допустить, что упомянутое будущее и есть сегодня, то прогноз знаменитого сюрреалиста следует признать несбывшимся. Даже в работах современных авторов, которых на выставке немало, прямой связи между картинкой и осязанием не наблюдается, так что движение «в сторону тактильного кинематографа» надо понимать сугубо фигурально. Правда, один эксперимент с тактильностью как таковой в экспозиции все же представлен. Речь о видеодокументации перформанса «Кино: постучи и прикоснись», проведенного Вали Экспорт и Петером Вайбелем на улицах Вены в 1968 году.

Прохожим предоставлялась возможность запустить руки внутрь коробки, прикрепленной на груди австрийской художницы-феминистки. Едва ли Сальвадор Дали подразумевал нечто подобное, но ведь пути искусства неисповедимы.

Экспериментальные опусы прошлого соседствуют в проекте с последующими ремейками и интерпретациями. Тот же Сальвадор Дали стал главным героем видеоинсталляции 2012 года под заглавием «Андалузский пес»: Константин Семин решительно переверстал хрестоматийное авангардное произведение, взяв за основу эскизы и комментарии, отвергнутые Луисом Бунюэлем в ходе совместной с Дали работой. А Олег Пономарев девяносто лет спустя воплотил-таки мечту Казимира Малевича, сняв по его сценарию супрематический фильм «Живопись и проблемы архитектурного приближения новой классической архитектурной схемы». Создатель «Черного квадрата» возлагал большие надежды на кинематограф как на средство продвижения своих идей и пытался договориться с немецким режиссером-дадаистом Хансом Рихтером об экранизации одного из замыслов. Тогда затея не удалась, и вот теперь геометрические формы анимированы, наконец, согласно предписаниям Малевича.

Кстати, фильм Ханса Рихтера «Ритм 21» (тоже про геометрию, но в собственной, а не супрематической трактовке) обнаруживается неподалеку, как и опус Марселя Дюшана Anemic Cinema, где рельефные надписи чередуются с «дышащими» спиралями.

Целая серия современных работ сопряжена с былыми исканиями Сергея Эйзенштейна. Упомянем «Монтаж аттракционов» Алексея Исаева, частично реализовавшего задумку Эйзенштейна насчет трехмерного «кинотеатра будущего», или еще проект Елены Горбачевой, по-своему обыгравшей эйзенштейновскую тему «Стеклянного дома». Одно время великий режиссер был одержим мыслью снять экзистенциальную ленту с персонажами, обитающими в пространстве, полностью проницаемом взглядом. Идея не была воспринята ни в России, ни в Голливуде. Сегодняшняя трактовка Горбачевой соотносится с замыслом Эйзенштейна весьма косвенно, однако метафорическое родство присутствует. Подобное же родство с идеями Дзиги Вертова обнаруживает американская художница Перри Бард в проекте «Человек с киноаппаратом: глобальный ремейк». В параллель к кадрам хрестоматийного фильма Вертова монтируются сегодняшние мизансцены, присланные корреспондентами Перри Бард со всего света. Причем монтирует компьютер на основании заданных маркировок; число комбинаций стремится бесконечности.

Разумеется, подобная выставка не могла обойтись без образчиков интерактивности (назовем хотя бы «Персональный кинотеатр» Криса Хейли и «ФИЛЬМТЕКСТ» Марка Америки – в обоих случаях авторы пытаются превратить зрителя не только в соавтора, но еще и в единомышленника). Не оставлена без внимания и тема «машиновидения», то есть перекладывания эстетической ответственности за видеоизображение на «умную» кинокамеру – тут в качестве ярчайшего примера надо назвать опыты американцев Вуди и Штейны Васюлок. А в разделе «Чистое кино» наиболее хитовым, хотя и наиболее спорным произведением следует считать «Дзен для фильма» легендарного Нам Джун Пайка. Проектор бесконечно проматывает неэкспонированную пленку, на экране нет ничего, кроме царапин и пылинок. Событие происходит лишь в том случае, если проходящий посетитель отбрасывает свою тень. Подобную постановку вопроса можно счесть за издевательство, но разве такое «кино» не ближе к реальности, чем иллюзорные картинки из привычной кинематографической практики? Никогда не угадаешь, какой из былых модернистских или нынешних поставангардных экспериментов может выстрелить, дав неожиданную парадигму для завтрашних кинопрофессионалов.

 



 

График работы

Часы работы (во время проведения выставок):

с 11.00 до 20.00 (вход до 19:30)
Касса до 19.30

(выходной - понедельник).


КОНТАКТЫ

Телефон: (495) 621 55 22

E-mail: info@ekaterina-foundation.ru

Магазин: (495) 626 06 89

Адрес: 107031, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д.21/5, подъезд №8, вход с улицы Большая Лубянка