«РБК daily», 12 апреля 2010

Президенты и газгольдеры
На выставке в Фонде культуры «Екатерина»

Организаторы Московской международной фотобиеннале-2010, памятуя о том, что запоминается всегда окончательная реплика, самую интересную выставку оставили напоследок. В Фонде культуры «Екатерина» открылись три, на первый взгляд, совершенно разные, но отлично складывающиеся в общую картину мира экспозиции. Это «Полвека фотографии» Сабины Вайс, «Потерянный рай. Америка во время кризиса» Энтони Сво и «Индустриальные археологи» Берндта и Хиллы Бехер.

Выставка в «Екатерине» начинается с работ «индустриальных археологов», под которые отведен весь первый этаж. Строго говоря, фотографии Берндта и Хиллы Бехер не нуждаются ни в какой словесной интерпретации и самостоятельно производят очень сильное впечатление. Черно-белые газгольдеры, водонапорные башни, зернохранилища, доменные печи, среди которых есть и постройки XIX века, сняты согласно канонам золотого сечения и при отсутствии солнца, чтобы не отбрасывать тени и казаться более выпуклыми. Главные герои — архитектурные сооружения, которые воспринимаются как гигантские рукотворные скульптуры. Недаром же Бехеры получили премию Венецианской биеннале 1990 года в области скульптуры — за фотографии. К которым, кстати, очень подходит простой, но редкий для фотоискусства эпитет — красивые.

Второй этаж дома на Кузнецком мосту отдан миру людей, их портретам и портретам глобальных катаклизмов. В качестве разминки — фотозаметки путешественницы Сабины Вайс. Каждая поездка в Европу, Индию, Египет, Марокко, Бирму оставляет в ее фотоархиве живые и оптимистичные портреты обитателей этих стран. Причем фотограф безошибочно проникает в самое сердце своих зрителей, выбирая в качестве героев снимков детей и стариков. Вот немного чопорные английские мальчишки увлечены каким-то уличным происшествием, а вот чумазые и большеглазые корсиканские девчонки придумывают, в какое бы еще приключение ввязаться. В их глазах и глазах французской бабушки в смешной бумажной короне читается искренняя радость от того, что их фотографируют. Ценное для фотографа умение — не выкрасть изображение своего героя, пока он этого не замечает, а получить это изображение, как подарок, прямо в руки.

К снимкам Энтони Сво — очень длинные подписи. Автор подробно описывает и также подробно запечатлевает последствия урагана «Катрина», последствия террористической атаки на Нью-Йорк 11 сентября 2001 года, последствия нынешнего экономического кризиса. Сво работает в жанре политической фотографии. События, пойманные его объективом, еще не ушли в далекое прошлое, и потому довольно сложно оценить авторскую отстраненность от них. Но символы эпохи, умело подчеркнутые, а кое-где подчеркнутые дважды, — все-таки на лицо. Не зря же Энтони Сво стал победителем World Press Photo, сняв мини-историю про то, как за невыплату кредитов конфискуют дома американских обывателей. Фотограф показал всему миру, что масштабная человеческая трагедия на самом деле складывается из отдельных частных трагедий.


ФЕДОР АСТАФЬЕВ


График работы

Часы работы (во время проведения выставок):

с 11.00 до 20.00 (вход до 19:30)
Касса до 19.30

(выходной - понедельник).


КОНТАКТЫ

Телефон: (495) 621 55 22

E-mail: info@ekaterina-foundation.ru

Магазин: (495) 626 06 89

Адрес: 107031, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д.21/5, подъезд №8, вход с улицы Большая Лубянка